Мы в социальных сетях
Официальный интернет-портал правовой информации

postheadericon Отстояв, воспели Сталинград: художественная проза

Железный ветер бил им в лицо,
а они все шли вперед,
и снова чувство суеверного страха
охватывало противника:
люди ли шли в атаку, смертны ли они?


В.С. Гроссман "Направление главного удара"


Немеркнущий свет победы под Сталинградом, отсвет величия подвига советских солдат и стойкости его защитников, зарево великой скорби русского народа – тема тысячи книг и статей, написанных в течение многих десятилетий, отделяющих нас от этого великого события. Сталинградской эпопее посвящено множество очерков, рассказов, повестей, романов, воспоминаний о битве на Волге.
В победу над фашистами в Сталинградской битве внесли свой вклад и писатели, которые защищали этот город и оружием (немалое их число воевало на Волге), и пером. Это было как во время войны, когда писатели были фронтовыми журналистами, так и после нее, когда были созданы произведения, воспевающие подвиг Красной Армии и советского народа.
22 июня 1941 года на писательском митинге в Москве была принята резолюция: "Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!"
Ни одна страна, оказавшаяся  во  Вторую  мировую  войну на пути  гитлеровских  полчищ, не получила от своей литературы  такой единодушной  и самоотверженной  поддержки,  такого заряда боевой энергии, непримиримости, ненависти к фашизму. В Великой Отечественной войне в качестве военных журналистов, командиров, политработников,  "народных  мстителей"  участвовало свыше  тысячи  советских писателей.
Каждый третий из них погиб, каждый пятый прошел сквозь горнило Сталинградской битвы. Даже классик советской литературы, автор "Железного потока" 79-летний А. С. Серафимович нашел в себе силы пробраться на танке в Сталинград, чтобы обратиться с воззванием к защитникам города.
С первых дней Великой Отечественной войны вернулся к журналистской деятельности Илья Эренбург, опубликовав за 1418 военных дней почти две тысячи статей и корреспонденций с разных участков фронта, в том числе и из Сталинграда, где он неоднократно бывал.
Постоянно бывал в войсках, в том числе на Сталинградском фронте, Михаил Шолохов, откликаясь на события рассказами и очерками, один из которых – "Наука ненависти", ставший классикой военной публицистики, написан в ст. Николаевской, напротив Камышина. Широким полотном событий, очевидцем которых стал автор "Тихого Дон", явился незавершенный роман "Они сражались за родину".
С первых дней войны находился в войсках Алексей Сурков, песня которого "Бьется в тесной печурке огонь…", под названием "Землянка", принесла ему мировую известность. Вместе с отступающими из под Харькова войсками А. Сурков ступил на сталинградскую землю в качестве корреспондента "Красной звезды" и был на ней до конца битвы на Волге. За то время написал много очерков, корреспонденций, стихов, рассказывающих о ней.
Н. М. Грибачев во время Сталинградской битвы был командиром взвода саперного батальона на Донском плацдарме. Именно с этого плацдарма в ноябре 1942 советские войска нанесли удар на Калач-на-Дону, замыкая в окружение всю гитлеровскую сталинградскую группировку. События сталинградской битвы нашли отражение в стихотворениях Грибачева "В окопе", "На рассвете", "Размышления в минуту затишья" и многих других, а также в документально-художественных книгах  "Здравствуй, комбат!", "Когда становишься солдатом…"
К этому же поколению литераторов, родившихся в начале двадцатого века, принадлежал и В. Гроссман, уходивший на фронт автором известной трилогии "Степан Кольчугин". С первых дней войны он был специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", в качестве которого в августе 1942 прибыл на сталинградскую землю и находился здесь до наступившего в битве перелома. За время битвы писатель побывал во многих местах Сталинграда, ставших историческими, накопил огромный материал, который нашел отражение первоначально в очерках "Первая встреча", "Сталинградская переправа",  "Сталинградская быль", "Направление главного удара" и других, а затем в романах "За правое дело" и "Жизнь и судьба". Гроссмана интересовали не только батальные перипетии, но внутренний мир солдат и командиров. Писатель одним из первых в советской литературе попытался объяснить истоки героизма защитников Сталинграда, осмыслить политическую философию строя, который при всей противоречивой сложности взаимоотношений личности и государства привел страну к победе. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передней линии обороны, Василий Семенович Гроссман 8 февраля 1943 года награжден орденом Красной Звезды. Как отмечалось в наградном листе:
… писатель Гроссман, исполняя свои корреспондентские обязанности, неоднократно участвовал в боях и проявлял при этом отвагу и мужество. Он пробирался в самые передовые подразделения, вплоть до боевого сохранения, в наиболее напряженные дни военных действий…
Почти одновременно с Гроссманом на эльтонском аэродроме в Заволжье высадился еще один литератор из "писательского десанта" "Красной звезды" – Константин Симонов, только что закончивший одноименную с его проникновенным стихотворением пьесу "Жди меня". Разговорившись на окраине Эльтона с группой бойцов, только что вышедших из боев,  он уже через несколько часов написал свой первый на волжской земле очерк "Солдатская слава". Материалы и прототипы героев для последних произведений собирались К. Симоновым уже непосредственно в Сталинграде. Первая повесть Симонова о Сталинградской битве - "Дни и ночи" - показывает медленное, но неуклонное созревание в душах защитников Сталинграда чувства грядущей победы.
Повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" вышла сразу после войны в 1946 году, в 1947 удостоена Сталинской премии 2 степени. В ней был беспощадный реализм, не скрывающий ни упущений военачальников, за которые вынуждены были расплачиваться своим героизмом и кровью солдаты, ни духовных изъянов защитников Сталинграда, которые были отнюдь не ангелами. Писатель, сосредоточившись на том, чему был свидетель, с предельной достоверностью, с концентрированным психологизмом и детальностью показывает то, что происходило не в верхах, а в низах фронтового сообщества, в душах тех, кто был непосредственным участником сражения. Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона в знаменитой 62-ой армии Чуйкова. Кстати, в 1984 году, уже будучи в эмиграции в Париже, Виктор Платонович написал: "В западных газетах появились сообщения о том, что советские ветераны Отечественной войны обратились к советскому правительству с просьбой о возвращении Волгограду в связи с 40-летней годовщиной победы над Германией старого его названия - Сталинград... Что касается меня, я поддерживаю это предложение. И вовсе не из любви к Сталину, которого я считаю кровавым тираном и убийцей, а потому, что само слово Сталинград для меня священно...
Я не знаю, сколько городов было переименовано в честь т. Сталина, знаю только одно - название города, где было пролито столько крови, где произошел наконец-таки перелом в этой страшной войне, к Сталину как таковому имеет отношение более чем косвенное. Сталинград - это символ победы! А сталинградец - образ победителя! И никаких Волгоградов!"
Разговор об особом "сталинградском духе" литературы, посвященной битве на Волге, зашел, когда сверстница В. Некрасова, Галина Николаева опубликовала в журнале "Знамя" рассказ "Гибель командарма", который стал классикой советской военной прозы. Сюжетом этого рассказа послужила трагическая гибель санитарно-транспортного судна "Композитор Бородин", на котором будущая писательница работала врачом. Но автор рисует не столько эту безысходную ситуацию, столько точными психологическими деталями воспроизводит те типы, для которых эта ситуация стала последним проявлением всей их человеческой и гражданской сущности. Писать по-сталинградски – это особая позиция и особый взгляд на мир, и особые принципы его воспроизведения. "Сталинградским" духом, духом бескомпромиссной правды, родившимся в горниле исторического сражения и перешедшим по наследству последующим литературным поколениям послевоенного времени, пронизаны многие сотни прозаических произведений, включая "Горячий снег" Юрия Бондарева и "Мой Сталинград" Михаила Алексеева.
У каждого из писателей, окунувшихся в огневую схватку на берегу Волги, был свой Сталинград, своя "Одиссея". Каждый из них вложил свой вклад в монументальную эпопею о величии подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Использованы материалы сайта: webkamerton.ru и статья Т.И. Беляковой "Сталинград - пылающий адрес войны"

Барбаросса [печатное издание] : [роман] / В. С. Пикуль, Автор; А. И. Пикуль. - Вече, 2017. - 510, [1] с ; В пер. - (Полное собрание сочинений).
Сталинградской битве посвятил свой последний неоконченный роман "Барбаросса" писатель В. С. Пикуль.
Толчком к созданию произведения о битве на Волге послужили для писателя сведения о гибели его отца – Саввы Пикуля, комиссара, который сражался в морской пехоте в Сталинграде. В.Пикуль начал собирать литературу о Сталинградской битве, стал писать отдельные главы своего будущего романа. "Я написал много на основе точных материалов и остановился на том моменте, когда танки Паулюса выкатились к Волге около Тракторного завода. И это был обычный день Сталинграда, ещё ходили трамваи, в цехах работали, люди стояли в очередях, чтобы лучше отоварить свои карточки, и никто не думал, что танки уже на окраине города".
Автор считал, что он не имеет права изображать сталинградские окопы, в которых он не был.
Действующими лицами в романе являются главы государств: Сталин, Черчилль, Рузвельт, Муссолини, Гитлер, видные полководцы с русской и немецкой стороны. Много внимания писатель уделяет образу командующего 6-й немецкой полевой армией Фридриха Паулюса. Тепло и сердечно повествует Пикуль о секретаре Сталинградского обкома ВКП(б) Алексее Семёновиче Чуянове, на плечи которого легли все дела и проблемы военного Сталинграда: обеспечение населения питанием, контроль за работой предприятий, подготовка к обороне города.
В окопах Сталинграда [печатное издание] : [роман] / В. П. Некрасов, Автор. - Эксмо, 2013. - 636, [2] с ; В пер. - (Русская классика).
В отличие от фронтовых корреспондентов и писателей Виктор Некрасов до войны не имел литературного опыта - он был архитектором. Его цепкий взгляд воссоздаёт незабываемые военные пейзажи осажденного Сталинграда. Героизм у Некрасова неброский, без развевающихся знамён, он в буднях, в тяжёлом солдатском труде, в самообладании и мужестве. В повести мы видим и первые бомбёжки Сталинграда, сразу превратившие мирный город во фронтовой, и полный разгром вражеской группировки, когда, наконец-то "над "Баррикадами" зажигаются фонари. Наши фонари, не немецкие. Некому уже у немцев зажигать их. Да и незачем. Длинной зелёной вереницей плетутся они к Волге. Молчат. А сзади сержантик – молоденький, курносый, в зубах длинная изогнутая трубка с болтающейся кисточкой. Подмигивает на ходу: "Экскурсантов веду… Волгу посмотреть хотят. И весело, заразительно смеётся…"
Главное достоинство повести В. Некрасова – высокий гуманизм, человечность её героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него. Всё это заслужило высокую оценку произведения собратьев В. Некрасова по перу: Ю. Бондарева, К. Симонова, С. Смирнова. Юлия Друнина отмечала, что в повести В. Некрасова живёт то "необъяснимое, волнующее, ожигающее, что можно назвать "чувством опалённости фронтом".
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. Т. 4. Сталинградская битва [печатное издание] / А. П. Корнеев, сост.  - М. : Современник, 1989. - 654, [1] c. : фотоил ; В пер.
12-томная антология художественных произведений о Великой Отечественной войне "Венок славы". Главная задача, которую ставили перед собой редакционный совет и составители антологии, приступая к ее созданию, - собрать воедино лучшие произведения советских писателей о войне: выдающуюся по масштабам художественную публицистику, высокие образцы военной поэзии, лучшие рассказы, отрывки из романов и повестей, получивших всенародное признание.
В четвертом томе антологии представлены произведения, отразившие крупнейшее событие Великой Отечественной войны - Сталинградскую битву. Великая битва на Волге стала началом коренного перелома в войне, оказала большое влияние на развитие движения Сопротивления на территории государств, оккупированных фашистскими захватчиками.
Годы войны [печатное издание] / В.С. Гроссман, Автор. - М. : Правда, 1989. - 464 с. - (Библиотека журнала "Знамя").
Очерки и заметки из записных книжек большого писателя, прошедшего всю войну с первого дня до последнего. Произведения, вошедшие в золотой фонд советской военной публицистики.
Разные судьбы людей встают из записных книжек. С одними автора вновь сводила судьба, и полковник M. E. Катуков стал ко времени второй встречи генералом, командующим танковой армией. Другие погибали, исчезали в военных вихрях, и память о них осталась в очерках или просто в лаконичных записях, выполняя теперь благородный завет: никто не забыт, ничто не забыто. Наконец, третьи, пусть под другими, романными фамилиями остались в книгах Гроссмана художественными памятниками той великой трагической эпохи.
К сожалению, данное издание - пока единственное (русском языке). В отличие от всем известной дилогии, записные книжки Гроссмана были под запретом к печати большую часть советской истории и не переиздавались в России.
Горячий снег [печатное издание] : [роман, повесть] / Ю. В. Бондарев, Автор. - Эксмо, 2011. - 636, [2] с ; В пер. - (Русская классика).
Автобиографичность и щемящая лирическая нота повествования сближает роман Ю. Бондарева с "лейтенантской" прозой, у истоков которой – повесть В. Некрасова "В окопах Сталинграда".
"У фронтовых впечатлений, как у осколков мин и снарядов, – раскалённые, режущие края!.." Ворвавшись в сознание бойца или офицера, особенно молодого, они непременно создадут впоследствии особый вид памяти, активную память-ответственность. Она не позволяет писателю фальшивить, "лакировать" изображаемое, а диктует писать правду о событиях той тревожной зимы, когда 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского, в которой воевал Юрий Бондарев, вела бои в районе южнее Сталинграда с танковыми дивизиями Манштейна, которые спешили на выручку фельдмаршалу Паулюсу.
Герои романа "не знали, а только догадывались, что Сталинград оставался где-то за спиной, в тылу", но знали, что судьбы тех, "кому суждено умереть, и тех, кому предстояло жить, …стали общей судьбой, связывающей их с судьбой истерзанного четырёхмесячной битвой Сталинграда".
Одно из достоинств романа Ю. Бондарева - превосходно написанные батальные сцены, которые дают читателю живое ощущение боя.
Дни и ночи [печатное издание] : повести / К. М. Симонов, Автор. - Эксмо, 2013. - 636, [2] с ; В пер. - (Русская классика).
В повести "Дни и ночи" война предстаёт страшной, кровопролитной, жестокой, но не бессмысленной, не вакханалией смерти. Она освящена высокой целью, она необходима и справедлива. Константину Симонову удалось показать в повести всю панораму Сталинградской битвы, сам город, разрушенный, но не сдавшийся врагу.
В повести  нет трусов, предателей, подлецов: война обнажила в людях главное, оттеснив наносное, несущественное. Писатель считает, что "люди на войне стали проще, чище и умнее… их перестали судить по многочисленным и неясным критериям, люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, - на это у них не оставалось ни времени, ни желания".
Живые и мертвые. В 3-х кн. Кн. 2. Солдатами не рождаются [печатное издание] : роман / К. М. Симонов, Автор. - М. : Художественная литература, 1990. - 735 с ; В пер.
Трилогия Константина Симонова "Живые и мертвые", состоит из романов: "Живые и мертвые" (1959), "Солдатами не рождаются" (1964) и "Последнее лето" (1970).
События, происходящие в романе "Солдатами не рождаются", во второй книге трилогии, относятся к битве за Сталинград зимой 1942-1943 гг.
Само название романа определяет его главную задачу - показать, как мужали в трудных буднях войны советские воины, как они овладевали искусством побеждать.
Калейдоскоп лиц и событий, связанных и не связанных между собой, историчность, ясный слог и - главное - психологическая правдивость слов и поступков героев сделали роман одним из самых популярных произведений о войне
Жизнь и судьба [печатное издание] : роман / В. С. Гроссман, Автор. - Азбука, 2013. - 858, [2] с. - (Азбука-Классика).
Фронтовые дороги накрепко связали военного корреспондента В. Гроссмана со Сталинградом, где в дни боёв он был среди защитников города, деля с ними заботы и тревоги. Личный опыт писателя и журналиста В. Гроссмана – в основе его романов о Сталинградской битве: "За правое дело" (1952) и "Жизнь и судьба" (1943-1960), которые отражают не только доскональное знание фронтовой обстановки, но и уверенность в том, что "бессмертные подвиги совершают обыкновенные люди".
Именно в них, переживающих ад бомбёжек беспрерывных атак, Гроссман увидел "распрямляющее чувство свободы". Оно рождалось в защитниках сражавшегося города, несмотря на тяжелейшие условия. В сталинградцах писателя притягивали героизм, бесстрашие, желание не отдать врагу ни пяди родной земли. И всё это происходило в условиях переднего края, на "пятачке" дома "шесть дробь один", прообразом которого в романе "Жизнь и судьба" стал легендарный Дом Павлова. О нём написано немало, но Гроссман единственный фронтовой корреспондент, видевший своими глазами окружённый фашистами дом.
Мой Сталинград. Наследники. Дивизионка. Биография моего блокнота [печатное издание] / М. Н. Алексеев, Автор. - М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. - 476 с. : ил. ; В пер.
Предваряя произведение, автор, встретивший Сталинградскую битву младшим политруком миномётной роты, так объясняет его название: "Каждый из нас, кто был там, мог бы сказать: "Сталинград – это моя судьба". И из слагаемого миллионов судеб зримо предстаёт судьба победителей и побеждённых, судьба живых и мёртвых, больше мёртвых, чем живых".
Отчётливо выраженное в романе автобиографическое начало, сводящее к минимуму художественный вымысел, объясняется именно принадлежностью писателя к поколению фронтовиков, которое "само всё видело, чувствовало, знало, ненавидело и боролось". У Алексеева среди увиденного в те суровые годы и не "съеденного ржавчиной времени" - подлинные номера подразделений и полков, "реальные персонажи со своими фамилиями, характерами, судьбами", невымышленные топографические обозначения.
Они сражались за Родину : Главы из романа. Судьба человека : Повесть [печатное издание] / М. А. Шолохов, Автор. - АСТ : М. : Астрель, 2004. - 285, [2] с. - (Мировая классика).
М. А. Шолохов более четырёх лет служил военным корреспондентом Советского информационного бюро (Совинформбюро), газет "Правда" и "Красная звезда". Не с чужих слов Шолохов знал и Сталинградский фронт, воспоминания о котором вошли в роман "Они сражались за Родину" (1943-1969). Роман был задуман в трёх частях: первая – о довоенной поре, вторая – о Сталинградской битве, третья часть – о победе над оккупантами. К сожалению, замысел писателя остался незавершённым. События, отражённые в главах романа, происходят в станице Клетской: бои идут на подступах к Сталинграду. Писатель показывает тяжёлый период отступления наших войск. Но и в это тяжёлое время его герои не утрачивают любви к Родине и веры в победу.
Южный крест [печатное издание] : / П.И. Селезнев, Автор. - М. : Современник, 1982. - 463 с.
Работе над романом "Южный крест" П. Селезнёв отдал "без малого двадцать лет". Немалую роль в создании книги сыграло тщательное изучение писателем архивных документов и знакомство с местами боёв. Сам Петр Иванович провел свое детство и юность в Сталинграде, здесь его застала война.
Роман "Южный крест" состоит из двух книг и охватывает события от начала Сталинградской битвы до её завершения. Роман является многоплановым произведением, отразившим тенденции развития "военной прозы". Книге свойственно панорамное изображение событий. Действие романа переносит читателя то в штаб дивизии, армии, фронта, то в Ставку Верховного Главнокомандования, то на поле боя. В романе много батальных сцен, изображающих массовый героизм защитников Сталинграда.
 
Конкурс Книжный шкаф поколения Next
НЭБ