postheadericon Дорогою Добра: Добровольцы и волонтеры

 

...Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть,
жаждал, и вы напоили Меня,
был странником, и вы приняли Меня;
Был наг, и вы одели Меня,
был болен, и вы посетили Меня...
Евангелие от Матфея, глава 25
Каждый из нас хоть однажды делал что-то "просто так", не за деньги, не за "спасибо" и не только родным и близким людям, но и просто незнакомому, случайному прохожему. И делая это, возможно, не знал о том, что в мире существует целое движение, которое состоит из добровольцев, или волонтеров. Волонтерство с каждым годом объединяет все большее количество людей. И неудивительно, ведь это движение открывает огромное количество возможностей и перспектив перед волонтером. Волонтёр (от лат. voluntarius - добровольно) - человек, добровольно занимающийся какой-либо деятельностью. Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает "доброволец, желающий". В XVIII-XIX веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Первая организация волонтёров возникла в Англии в 1844 году, она всемирно известна и работает до сих пор в разных странах мира. Это - "Христианская ассоциация молодых людей" (Young Men's Christian Association - YMCA). Она ставит своей целью развитие здоровых "тела, ума и души", утверждённых на христианской вере. Российская ИМКА была основана в 1900 году в Санкт-Петербурге. Её членами и меценатами являлись, в том числе: Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Анна Павлова, Бунин. В начале XX в. ИМКА организовывала кружки по изучению гуманитарных и точных наук, спортивные секции, в годы Первой мировой войны курсы по уходу за ранеными, помощь беженцам и русским военнопленным. Издательство "ИМКА-Пресс", впервые напечатавшее многие произведения Бердяева, Булгакова, Набокова, Солженицына - деятельность ИМКА в эмиграции.
В 20-х гг. ХХ века по инициативе молодых людей, желающих помочь в восстановлении разрушенного Первой мировой войной мира,  во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.
Пропагандируемые сторонниками этого движения идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. Постепенно стали возникать и реализовываться все больше и больше волонтерских программ. Идея разнеслась по всей планете.
2018 год объявлен в России Годом добровольца и волонтера. Соответствующий указ подписан Президентом РФ В.В. Путиным. Об этом решении глава государства сообщил 6 декабря 2017 года на церемонии закрытия ежегодной Всероссийской премии "Доброволец России". Президент подчеркнул особую значимость волонтерского движения: "Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России".
Они создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Себя они называют одной большой волонтерской семьей, потому что их объединяет общая цель - нести добро людям. О давних традициях добровольчества в нашей стране напомнил собравшимся и Владимир Путин.
В XX веке (после революции 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книгу А. Рыбакова "Бронзовая птица", то прочтём, как пионеры во время летнего отдыха учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники). Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) – тимуровцы.
В современной Википедии о них сказано так: "Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара "Тимур и его команда", герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства".
Тут сразу приходят на память слова из Библии о том, что "когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая". В комментариях к Священному Писанию это объясняется так: "Другими словами, побуждением к благотворительности должна быть внутренняя, иногда мало заметная даже самому благотворителю, любовь к людям, как своим собратьям во Христе и чадам Божиим. Благотворителю нет нужды, если дело его выплывает наружу. Но если он будет заботиться об этом, то его дело теряет всякую цену. Явная благотворительность не имеет цены без намерения сохранить тайну".
То есть одно из главных отличий тимуровцев было то, что они совершали добрые дела тайно, без пиара и не рассчитывая на награду. Прямо в соответствии с библейскими заветами.
В годы Великой Отечественной войны тимуровские отряды были в школах, детских домах, при Домах пионеров… Только в РСФСР было более 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями офицеров и солдат, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. После войны тимуровцы помогали ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов. Появились тимуровцы и в странах Восточной Европы, и даже во Вьетнаме.
Вообще Великая Отечественная война вызвала всплеск детского и подросткового благотворительного добровольчества. Дети помогали ухаживать за ранеными и выступали с концертами в госпиталях. Ребята постарше организовывали в блокадном Ленинграде обогревательные комнаты, в которых поднимали силы изнемогших от холода и голода горожан. В Ленинград приходили из Средней Азии посылки с фруктами, а для бойцов дети вязали носки и варежки, посылали их на фронт.
Одна из наиболее ярких иллюстраций того времени - "Повесть о дружных" (1949) Ирины Карнауховой, рассказ о жизни двух сестер в небольшом уральском селе в 1944-1945 годах. Писательница с теплотой описывает энтузиазм, крепкую дружбу и взаимопомощь в страшные дни войны. Дети и подростки помогают колхозникам убирать урожай, заботятся о семьях фронтовиков, посылают защитникам родины подарки, сделанные своими руками.
В послевоенной жизни большое значение имела поисковая работа. "Красные следопыты" - пионеры, собиравшие материалы о героях (в том числе не известных широкому кругу людей). Они ходили в походы по местам боёв, создавали в школах музеи. Родственники погибших часто не знали, где лежат их сёстры, братья, отцы, деды. Им сообщали об этом ребята. Инициатором движения выступила во второй половине 1960-х годов ленинградская газета "Ленинские искры", а именно журналист Анна Лазаревна Мойжес.
"Вперед, красные следопыты, неутомимый народ, возвращающий имена безымянным героям, борющийся с забвением, как борются со злом. Забвение - это ржавчина памяти. Она разъедает самое дорогое", - пишет Ю. Яковлев в своей повести "Зимородок". Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка. Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив?
"Кто его знает, может быть, погиб, может быть, миновала его смерть. У него была легкая рука. За такую руку смерти трудно ухватиться".
Герой завершающей повести трилогии А. Рыбакова о Кроше, "Неизвестный солдат" - уже не школьник и не "красный следопыт". Сергей Крашенинников приезжает к дедушке в город Корюков после того, как провалил экзамены в университете. Он устраивается работать слесарем на "Дорожно-строительный участок", где строят автомагистраль Москва - Поронск. Однажды, во время стройки, бригада находит могилу неизвестного солдата. С этого момента Сергей начинает свой поиск, вначале без особого желания, затем - втягиваясь все больше и больше, узнавая подробности жизни  пятерых солдат, погибших в далеком 1942-ом.
Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. У известного детского писателя Юрия Яковлева много рассказов о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ "Багульник" выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока?
Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника. И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром, всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.
Стихотворения Агнии Барто из цикла "Вовка – добрая душа" - это одно из первых произведений, знакомясь с которыми, советские дети узнавали, почему надо совершать хорошие поступки и помогать окружающим. Главному герою всего пять лет, но ответственность у него развита не по годам. Вовка поможет утихомирить капризных младенцев, заменит маленькой девочке старшего брата, вместе с ветром расчистит футбольное поле. Большинство добрых дел Вовка совершает по отношению к друзьям, родственникам, домашним животных, но вот в стихотворении "Жарко" он устраивает настоящую волонтёрскую акцию. Когда город Загорск изнемогает от летнего зноя "Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь" делают бумажные веера и раздают их измученным жарой гражданам. Стихотворения Агнии Барто не только дают положительный пример детям, но и напоминают взрослым, как важно не погубить росток добра. В заключительной части цикла Вовка становится старше и начинает стесняться своей натуры: ему неловко "в зрелом возрасте таком быть каким-то добряком". Мальчик переживает серьёзный личностный кризис и пытается стать суровей, только вот ему никто не приходит на помощь.
"Он краснел при этом слове, стал стесняться доброты, он, чтоб выглядеть суровей, дергал кошек за хвосты. Дергал кошек за хвосты, а дождавшись темноты, он просил у них прощенья за плохое обращенье".
Только однажды главный герой книги Валентина Рушкиса, Волли Круус, появляется перед читателями отлично причесанным. "Мылся, заодно волосы намочил, чтобы хоть часок полежали", - объясняет он. В остальных главах Волли ходит лохматый и взъерошенный, да и поступки его под стать прическе. Вообще, Волли больше любит бегать с удочкой на озеро, чем с сумкой в школу. А тут еще новости: друзья Волли решили построить свою пионерскую гидростанцию. Конечно, нашему герою их затея не понравилась. Но… Гидростанцию построили. И Волли Круус был в этом строительстве далеко не последним. О юных строителях и о приключениях озорного Волли Крууса и рассказывается в этой книге. В 1962 году на конкурсе лучших книг для детей, организованном Министерством просвещения РСФСР, ей была присуждена первая премия. А в послесловии для тех, кому история покажется сейчас фантастической, В. Рушкис пишет:
"Я хочу признаться тебе, читатель: Волли Крууса и других покорителей Метсайыги я выдумал. Выдумал я и деревню Метсакюла, и не стоит разыскивать ее на карте Эстонии. Но главное в моей повести взято из жизни. Не так уж важно, как называются ручьи и реки, на которых наши пионеры строят гидростанции. Гораздо важнее, что они их строят, строят на самом деле, по-настоящему! Я могу назвать некоторые из них и дать уже невыдуманные адреса: это гидростанция на реке Синюхе в Краснодарском крае; Быстрицкая в Станиславской области; пионерская ГЭС "Юность", построенная в честь XXII съезда КПСС в селе Руська Мокра, Закарпатской области".
В конце 1950-х – начале 1960-х годов, отчасти благодаря образовательным реформам, отчасти благодаря социальному климату, который принято определять через метафору "оттепели", в Советском Союзе начали складываться воспитательные системы, параллельные государственным. У советских детей и подростков появилась возможность альтернативной социализации. Если кратко резюмировать основные структурные отличия этих систем от официальной (пионерско-комсомольской), то они состояли в следующем:
- членство в этих объединениях было необязательным, в отличие от практически обязательного членства в пионерской организации;
-  они не были связаны со школьными классами  (по сути, пионерский отряд в 1950-е годы равнялся школьному классу);
- формы общения и контроля в подобных объединениях сильно отличались от пионерских;
- руководители таких объединений часто не были профессионально связаны с официальной педагогической системой, то есть не имели специального образования и до этого не работали в официальных педагогически-образовательных институциях; руководство таким детским объединением было своего рода хобби.
Так, в 1959 году в Ленинграде появилась Коммуна Юных Фрунзенцев (КЮФ). Летние трудовые лагеря, в отличие от пионерских, коммунары организовывали без участия пионервожатых и учителей. В эти лагеря ездили школьники самого разного возраста и взрослые "друзья Коммуны", профессии которых зачастую к педагогике отношения не имели: рабочие, музыканты, инженеры, актеры. Эти лагеря организовывались в колхозах. Обязательным компонентом участия в них была работа на полях и другая помощь жителям сел и деревень. Сельскохозяйственный труд зачастую требовал от школьников физических усилий, однако они готовы были на них пойти, поскольку воспринимали свою работу (в отличие, к примеру, от традиционного для пионеров сбора макулатуры) как реальную помощь людям. Их девиз звучал так:
"Правда – но без громких фраз,/ Красота – но без прикрас,/ И добро – не на показ - /Вот что дорого для нас!"
"PC", то есть "Ребятам села" - еще одна из "операций" КЮФа. Ее проводили во время летних сборов в Ефимовском районе. Коммунары помогали оформлять школы, проводили с сельскими ребятами праздники, олимпиады, показывали диафильмы, принимали участие в организации детских садов.
Кроме того, коммуна проводила операции "РД" - "Ребятам двора", "РЛ" - "Радость людям", операцию "Человек - человеку" и другие. Особый интерес представляет такое коллективное творческое дело другой коммунарской организации - Коммуны имени Макаренко (КИМ) - "Звездный марш-поход". По сути и описанию это нынешний новомодный квест: по пяти "лучам" шли сводные отряды комсомольцев, пионеров и октябрят Тосненского района Ленинградской области во главе с учителями и кимовцами к домику, где жила когда-то семья Ульяновых, шли, выполняя в пути и на "заставах" различные трудовые и познавательные задания, а соединившись, провели митинг, потом веселую спартакиаду с ребятишками всего поселка.
Но испытание временем коммунарские отряды не выдержали. Повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" удалось пережить крах социалистического строя, ведь имя её главного героя стало нарицательным. Современных волонтёров люди старшего поколения до сих пор называют "тимуровцами". И легендарный отряд "Каравелла", cозданный 57 лет назад (!) известным педагогом и писателем Владиславом Крапивиным здравствует и поныне. Занимаются в отряде и волонтерской деятельностью.
Если говорить о зарубежной литературе, то здесь на ум сразу приходит знаменитая Поллианна из одноименной книги американской детской писательницы Элинор Портер. Ее сюжет прост и знаком до безобразия: к нелюдимой, строгой тёте приезжает дувчушка-сирота Поллианна, которая своим оптимизмом меняет жизнь окружающих к лучшему. Полианна сама не унывает и учит этому других жителей городка, попутно распутывая клубки многолетних обид и недомолвок.
Адриан Моул, придуманный английской писательницей Сью Таунсенд, приобрел в литературном мире славу не меньшую, чем у Робинзона Крузо, а его имя стало нарицательным. Впервые "Тайный дневник Адриана Моула" был опубликован в 1980-х годах и сразу выдвинул Сью Таунсенд в первый ряд английский писателей. Очень быстро Адриан Моул стал одним из самых любимых литературных героев во всем мире, в том числе, и в нашей стране. За "Тайным дневником" последовали новые тома записок Адриана Моула, и получилась юмористическая дневниковая сага, в которой зафиксированы все значимые события... Адриан Моул предстает перед читателем, в первых трех книгах, английским подростком, позже - "взрослеет" по мере появления каждой новой книги. На протяжении всей серии книг - "Моулианы", Адриан Моул считает себя интеллектуалом, поэтом, писателем, некоторое время работает телеведущим.
В 13 лет Адриан Моул вступил в кружок "Добрые Самаритяне", и получил, по распределению, для опеки и ухода, 89-летнего Берта Бакстера. Адриан считал, что ему очень повезло, ведь по понедельникам "самаритян" будут отпускать с математики!
"Возьму с собой кассетник, буду записывать рассказы ветеранов о войне и вообще о прошлом".
Берт Бакстер оказался вовсе не симпатичным старичком-пенсионером. Однако несмотря на грубый, порой нахальный характер, "вонючий коммуняка" Берт Бакстер на долгие годы станет другом Адриана. В своем милосердии к старику, к слепому школьному другу - весь Адриан. Порою, скрипя зубами, он будет выполнять свой попечительский долг до конца.
"Причина успеха", написанная Хелен Филдинг, автором знаменитой "Бриджит Джонс", рассказывает о девушке, которая бросила модную тусовку в Англии и уехала волонтером в Африку. Так редко в современной прозе звучит голос о персональной ответственности за целый мир. А у Филдинг он звучит сильно, но без ложной патетики, без биения себя в грудь, даже с юмором. И так мелочны кажутся собственные трагедийки по сравнению с настоящей бедой и настоящей трагедией. Это не означает, что все должны броситься в Африку. Беды много рядом, не надо быть равнодушными. Да, тема не нова, но прозвучала у Филдинг  ярко, свежо - до слёз и угрызений совести.
Если приблизить к уху томик Фэнни Флэгг, то наверняка можно услышать чей-то смех, плач, разговоры, шум поезда, шорох листвы, звяканье вилок и ложек. В кафе "Полустанок" привечают всех, бедных и зажиточных, черных и белых, веселых и печальных. Прислушайтесь к звукам, пробивающимся через обложку, и вы узнаете историю одного маленького американского городка, в котором, как и везде в мире, переплелись любовь и боль, страхи и надежды, дружба и ненависть. История эта будет рассказана с такой искренностью, что запомнится на долгие годы, и роман станет одной из самых любимых книг - как стал он для очень многих во всем мире.
"Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г. Троепольский.
Михаил Самарский, российский писатель, блогер, общественный деятель, основатель благотворительного фонда "Живые сердца" и молодежного политического движения "Комитет-36". В рамках программы "Живые сердца" с помощью  своих друзей и знакомых он помогает в выпуске аудиокниг и книг шрифтом Брайля, закупает различный приборы для незрячих и слабовидящих людей.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ю. Энтин

При составлении материала использовались:

 

 

 

 

 

Владимир Путин предложил объявить 2018-й год - годом добровольца и волонтера. Сегодня президент РФ принял участие вВладимир Путин предложил объявить 2018-й год - годом добровольца и волонтера.