Мы в социальных сетях
Официальный интернет-портал правовой информации

postheadericon Валькирии и музы революции: женский взгляд

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза.
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Её голубые глаза.
Так вспомним же юность свою боевую,
Так выпьем за наши дела,
За нашу страну, за Каховку родную,
Где девушка наша жила.
М. Светлов
 
 
Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию,
то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали
голодные женщины и дети, требовавшие хлеба. Они начали
с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков.
И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому,
чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия.
П. Сорокин
 
 
Октябрьская революция 1917 года в России не только подняла к исторической жизни миллионные массы рабочих и крестьян. Она выдвинула на авансцену мировых событий целый слой выдающихся представителей социалистической интеллигенции, носителей политического сознания революции, воспринявших интернациональные традиции европейской социал-демократии и лучшие традиции европейской культуры в целом.
Не последнюю роль в этой среде играли женщины. Конечно, более известными в истории остались такие яркие и многосторонние фигуры, как Лариса Рейснер, Александра Коллонтай или Инесса Арманд. Но они отнюдь не были исключением. За ними стояли десятки и сотни других женщин, вошедших в революцию и оставивших в ней свой собственный незабываемый след.
Если вспомнить классическую фразу Шарля Фурье о том, что степень прогрессивности общества можно измерять отношением к женщине, то Русская революция, без сомнения, должна быть расценена как величайший скачок в сторону прогресса и социального освобождения тех, кто на протяжении веков считался наиболее зависимым и лишенным самостоятельного места в обществе.
...В 1917 году, в Международный Женский День 8 марта (по старому стилю, 23 февраля по-новому) работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.
Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров. Одним из завоеваний Февральской революции 1917 года стало всеобщее избирательное право, и женщины России были одними из первых в мире, кто получил право голоса.
Временное правительство в промежутках между военными и политическими кризисами в верхах продолжало принимать законы, которые способствовали дальнейшему уравнению в правах русских женщин. В июне женщины-юристы получили право заниматься адвокатской практикой, тогда же женщины были включены в состав суда присяжных. В августе женщинам были гарантированы равная оплата труда и равное с мужчинами право занимать государственные должности; это было большим благом для школьных учительниц, представлявших самый большой процент женщин среди государственных служащих, которые впервые почувствовали себя равными с мужчинами.
Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 – 18%.
Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.
Более непосредственную роль женщины играли во время Московского восстания 1917 года, когда шли уже настоящие бои.
Когда начались столкновения, работницы трамвайного депо подготовили медицинские, разведывательные, "бронированные" трамваи и, используя преимущества своей профессии, производили разведку вражеских позиций вблизи Кремля. Большинство принявших участие в восстании женщин вошли в состав медицинских пунктов, пунктов по раздаче пищи, оказанию технической поддержки и связи. Во время работы в одном из таких пунктов была убита первая мученица Революции, студентка-большевичка Люсик Люсинова. Похожие сцены наблюдались и в других, охваченных восстанием индустриальных центрах, в особенности в городах Московской губернии, принадлежавших к текстильному поясу. Все это было не просто кульминацией деятельности большевичек в 1917 году – равно как и традиции женской воинственности в революционном движении, начало которой положили В. Засулич и С. Перовская – но также и прелюдией к великой эпической поэме о милитаризме, жестокости и доблести русских женщин на полях Гражданской войны.
Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское государство при Сталине, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за Октябрем.
Тем не менее, отсутствие политического доверия к женщинам нашло свое отражение в том, что при голосовании мужчины по-прежнему избирались в советы чаще. Ленин выступал за то, чтобы бороться с этим посредством большего вовлечения женщин в политику, то есть введения в работу в Коммунистической партии.
Инесса Арманд, большевик и одна из ведущих деятельниц революционного движения, утверждала, что "если эмансипация женщин немыслима без коммунизма, то и коммунизм немыслим без полной эмансипации женщин". Были проведены несколько конференций, посвященных женщинам, с участием делегатов из профсоюзов, мастерских и фабрик. В первом из них, состоявшемся в ноябре 1917 г., приняли участие 500 делегатов, представляющих 80000 работниц фабрик.
В 1919 г. был создан Женотдел (Отдел по работе среди женщин), который был прикреплен к каждому уровню организации партии с целью привлечения как можно большего числа женщин к партийной работе. Женотдел агитировал их принять участие в Гражданской войне, оказывая медицинскую помощь, работая связистками и в политотделе Красной Армии. Создание этого структурного подразделения было направлено на распространение грамотности среди населения, причем не только для обучения письму и чтению, но и для повышения культурного, политического и общего уровня образования.
На Востоке задачи Женотдела были особенно трудными. Он проводил очень тяжелую работу по освобождению женщин от притеснения и угнетения. Это задача была отнюдь не легкой и очень опасной, многие женщины заплатили своими жизнями. В 1928 году в Узбекистане было убиты, за участие в борьбе за освобождение женщин, отцами, мужьями или братьями 203 женщины. Чтобы создать большее поле для маневра и вербовки женщин на тяжелые индустриальные работы, бюрократия отменила Женотдел. Они сделали это под демагогическим лозунгом достижения полной эмансипации женщин.
Лев Троцкий писал: "Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый "семейный очаг", т. е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и пр. Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщин, и тем самым - любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков".
Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.
 
Рекомендуемые книги (отношение авторов к революции
обозначено цветом букв названия):
 
 
Великие женщины XX века [печатное издание] / Т. Вулф, Автор; С. Чеботарь, Автор . - Яуза, 2009 . - 749 с : ил. - (Мой серебряный шар).
Женщины во власти – царицы, королевы, фаворитки, премьер-министры – они управляли государствами и народами, вершили историю и вписали свои имена в Вечность – на зависть самым сильным мужчинам.
Биографические очерки известного российского искусствоведа Виталия Вульфа, посвященные Ларисе Рейснер, Инессе Арманд и Александре Коллонтай.
Каторжная работа в тяжелейших условиях - не было света, тепла, не хватало еды - подорвала ее здоровье. В феврале 1920 года Инесса Арманд окончательно слегла. Ленин постоянно шлет ей записки с вопросами о здоровье и указаниями, как лечиться. Но организм Инессы был сильно истощен. Ленин предложил ей уехать на лечение: Инессе хотелось за границу, в родную Францию, но Владимир Ильич, боясь ее ареста, посоветовал поехать на Кавказ, к Серго Орджоникидзе. И 22 августа 1920 года Инесса приехала в Кисловодск.
Когда над Кисловодском нависла угроза окружения, отдыхающих решили эвакуировать. Инесса организовывала погрузку людей, намереваясь оставаться в Кисловодске до последнего. Ей пригрозили: если не уедет добровольно, прибегнут к помощи красноармейцев. Она подчинилась. Эшелон был направлен в Нальчик, но на узловой станции Беслан застрял: дороги были забиты беженцами. Наконец поезд прибыл, Инесса осмотрела город, была на собрании местных коммунистов, а ночью ей стало плохо. Не желая беспокоить соседей, она терпела до утра. Двое суток пролежала в больнице. В полночь 23 сентября Инесса потеряла сознание и к утру умерла.
Курсив мой : автобиография [печатное издание] / Н. Берберова, Автор . - ЗАХАРОВ, 2009 . - 682, [1] с : [8] л. ил. - (Захаров).
"Курсив мой" - самая знаменитая книга Н. Берберовой (1901-1993), сразу ставшая мировым бестселлером и сохранившая эти позиции сегодня. Яркая, независимая, провокативная, глубоко личная - эта автобиография вызвала бурю нареканий со стороны ее "героев" и осталась уникальным свидетельством жизни первой русской эмиграции. Портреты И. Бунина, В. Ходасевича, М. Горького, А. Белого, М. Цветаевой, 3. Гиппиус, Г. Иванова, В. Набокова написаны абсолютно свободным человеком - без оглядки, без страха, то хлестко и иронично, то трепетно и нежно...
Мне и сейчас еще кажется какой-то фантасмагорией та стремительность, с которой развалилась Россия, и то гигантское усилие, с которым она потом поднималась - сорок лет. Тогда на верхах люди просто бросали все и уходили: сначала царь и его министры, потом кадеты, потом социалисты. Оставались самые неспособные и неумные, пока не провалились в тартарары и они. От святых (вроде кн. Львова) и до бесов, имена которых всем известны, все были тут налицо, вся гамма российских бездарностей, слабоумцев, истериков и разбойников.
Ничего не неизбежно, кроме смерти. И революция не была неизбежна. Двадцатый век научил нас, что нищету и неравенство, эксплуатацию и безработицу преодолевают иначе. В Швеции сто лет тому назад было три короля подряд, вносивших в парламент законопроекты слишком радикальные, и парламент их проваливал, пока парламент не стал столь же радикален, как и сам шведский король, и законопроекты наконец прошли (пенсия на старость). Не "даровать" сверху конституцию надо было, а совместно с оппозицией разработать ее и повернуть туда, где страна могла бы дышать и развиваться; не дворцовый переворот был нужен, а спокойный отказ от всех вообще дворцов и фонтанов, чтобы провести линию между мифом и действительностью. А если несчастные войны были России не по силам, то надо было оставить мысль о великой России раз и навсегда. Только недоразвитые страны делают революции - этот урок был нам преподан двадцатым веком, развитые страны меняются иначе.
Лариса Рейснер [печатное издание] / Г. А. Пржиборовская, Автор . - Молодая гвардия, 2008. - 486, [1] с. : [16] л. фотоил. - (ЖЗЛ. Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 1086).
Лариса Рейснер - поэт, писатель, журналист, комиссар отряда разведки Волжской военной флотилии, комиссар Морского Генерального штаба, "нелегал" в Германии - еще при жизни была окружена ореолом мифов и легенд, как поклонением, так и ненавистью современников.
"Большевистская мадонна", "Валькирия революции", она стала прототипом комиссара в "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского; Б. Пастернак писал о ней: "Лишь ты, на славу сбитая боями, вся сжатым залпом прелести рвалась..."
Через ее яркую 30-летнюю жизнь прошли самые знаменитые и известные люди той эпохи: Л. Андреев, Н. Гумилев, А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, М. Кольцов, Вс. Рождественский, Ф. Раскольников, К. Радек и др.
На сегодняшний день это первое полное жизнеописание Л.М Рейснер. Автор книги Галина Пржиборовская, много лет собиравшая материалы о своей героине, успела записать живые воспоминания родственников, коллег и современников Л.Рейснер.
Она настолько ценила жизнь, что никогда не бесчестила ее ленью, разгильдяйством, творческой дешевкой…
Любовь Яровая [печатное издание] / К. Тренев, Автор . - М. : Детская литература, 1980 . - 96 с. - (Школьная библиотека).
Один из шедевров молодой советской драматургии. В первом варианте она была закончена в 1925 г., а затем Тренев постоянно дорабатывал ее. События в драме происходят в годы гражданской войны в Крыму, многие детали и прототипы - симферопольские, в частности, прототипы учительницы Любови Яровой, комиссара Романа Кошкина, Дуньки и других персонажей.
Главная героиня - молодая учительница, поверившая в дело революции, трагически переживающая предательство ставшего белогвардейцем мужа и порвавшая со своей любовью, с прошлым ради будущего. Традиционный "семейный конфликт" в пьесе из личного и частного перерастает в непримиримое противостояние двух социальных лагерей. Яростное пламя "смертельной ненависти" к белому движению сжигает Любовь Яровую. Высказывания ее определенны и жестоки: "Новый мир кровью покупается".
На берегах Невы [печатное издание] / И. Одоевцева, Автор . - М. : АСТ : Владимир : ВКТ, 2009 . - 411, [1] с.
В потоке литературных свидетельств, помогающих понять и осмыслить феноменальный расцвет русской культуры в начале XX века, воспоминания поэтессы Ирины Одоевцевой, несомненно, занимают свое особое, оригинальное место.
Она с истинным поэтическим даром рассказывает о том, какую роль в жизни революционного Петрограда занимал "Цех поэтов", дает живые образы своих старших наставников в поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Белого, Георгия Иванова и многих других, с кем тесно была переплетена ее судьба.
В зале с малахитовыми колоннами и ляпис-лазуревыми вазами большой кухонный стол, наполовину покрытый красным сукном. За ним небритый товарищ в кожаной куртке, со свернутой из газеты козьей ножкой в зубах. Перед столом длинный хвост – очередь желающих записаться.
Запись происходит быстро и просто. Но вот уже моя очередь. Товарищ в кожаной куртке спрашивает:
– На какое отделение, товарищ?
– Поэтическое, – робко отвечаю я.
– Литературное, – поправляет он. И критически оглядев меня: – А не на театральное ли? Но так и запишем. Имя, фамилия?
Я протягиваю ему свою трудкнижку, но он широким жестом отстраняет ее.
– Никаких документов. Верим на слово. Теперь не царские времена.
Не дом, но мир [печатное издание] / Э. Миндлин, Автор . - М. : Издательство политической, 1978 . - 400 с. - (Пламенные революционеры).
Повесть Эм. Миндлина посвящена жизни выдающейся революционерки Александры Михайловны Коллонтай.
Рожденная в богатой и сановной семье, она рвет со своей средой, уходит от не понимающего ее мужа, чтобы целиком отдаться служению революции. Это книга об исканиях и борьбе вдохновенной большевички, о ее глубоких философских раздумьях в молодости и на пороге старости, когда она подводит итог своей удивительной жизни.
Известно, что Советский Союз достиг исключительных успехов в деле вовлечения женщин в активное строительство государства. Этой общепризнанной истины не оспаривают даже наши враги. Советская женщина - полноправная гражданка своей страны. Открыв доступ женщине во все области творческой деятельности, наше государство одновременно обеспечило все необходимые условия для того, чтобы она могла выполнять свой естественный долг - быть матерью, воспитательницей своих детей, хозяйкой своего дома.
 
Ниссо [печатное издание] / П. Лукницкий, Автор, Автор . - М. : Молодая гвардия, 1962 . - 510 с.
Роман Павла Лукницкого (1902-1973) "Ниссо", написанный перед Отечественной войной, выдержал пять изданий в Советском Союзе и переведен на десятки языков Европы и Азии.
Действие романа развивается в загадочной, как будто фантастической, а на самом деле вполне реальной горной стране, куда еще не ступала нога исследователя.
В сложные сюжетные узлы сплетены судьбы многих людей и прежде всего маленькой девочки Ниссо, проданной за опиум зарубежному хану, но не покорившейся ему. Пройдя через множество тяжелых испытаний и приключений, Ниссо бежит в советское селение Сиатанг и оказывается под защитой единственного в горах русского человека - демобилизованного красноармейца Медведева.
В селениях на советской стороне начиналась новая жизнь.
В том, расположенном в верховьях Большой Реки, крупном селении, что повсеместно в Высоких Горах называлось русским словом Волость, накрепко утвердилась власть, взятая в руки беднейшими горцами...
И возле Волости, появились новые люди, на их фуражках были красные звезды. Эти люди не бесчинствовали, как те, что в дни революции бежали отсюда за границу, не врывались в дома горцев, не отбирали у них последнего. Они заходили в ближайшие селения, говорили, что по новому закону русские и местные жители - братья, что все они могут жить дружно, если прогонят уже не правившую открыто, но еще влиятельную ханскую знать.
Оптимистическая трагедия [печатное издание] / В Вишневский, Автор . - М. : Искусство, 1981 . - 121 с., ил.
Героико-революционная по содержанию, но модернистская по форме пьеса Всеволода Вишневского. Это взволнованный рассказ о том, как анархический отряд моряков под влиянием женщины-комиссара становится сплоченным революционным полком.
Он замер. Комиссар мертва. Полк головы обнажил. Матросы стоят в подъеме своих нервов и сил - мужественные. Солнце отражается в глазах. Сверкают золотые имена кораблей. Тишину оборвал музыкальный призыв. Ритмы полка. Они зовут в бой, в них мощь, они понятны и не вызывают колебаний...
Петр Первый (Книга вторая и третья). Похождение Невзорова, или Ибикус. Гадюка. Русский характер [печатное издание] / А. Н. Толстой, Автор . - АСТ : М. : Олимп, 2001 . - 493 с. ; В пер. - (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
Повесть"Гадюка" рассказывает о совсем юной девушке - купеческой дочери Ольге Зотовой, ступившей в огонь Гражданской войны и прошедшей через многие жестокие испытания. Она стала настоящим храбрым бойцом Красной Армии, но война закончилась, и самой серьезной проверкой для нее оказалась мирная жизнь, в которой она не нашла своего места…
Женщина-конник, в кожаной тужурке, затянутая портупеей с маузером на боку, Эльза Грундман превратилась для творцов в символ героини смутного времени. С нее писал Алексей Толстой героиню повести "Гадюка".
В слабой девочке таились железные силы: непонятно, откуда что бралось. За месяц обучения на плацу в конном и пешем строю она вытянулась, как струна, морозный ветер зарумянил лицо. "Поглядеть со стороны, говорил Емельянов, - соплей ее перешибешь, а ведь - чертенок..." И как черт она была красива: молодые кавалеристы крутили носами, задумывались матерые, когда Зотова, тонкая и высокая, с темной ладной шапочкой волос, в полушубке, натуго перехваченном ремнем, позванивая шпорами, проходила в махорочном дыму казармы.
Язвительные заметки о царе, Сталине и муже [печатное издание] / З. Н. Гиппиус, Автор . - АСТ, 2013 . - 381, [2] с ; В пер. - (Великие биографии).
Поэтесса, критик и демоническая женщина Зинаида Гиппиус в своих записках жестко высказывается о мужчинах, революции и власти. Запрещенные цензурой в советское время, ее дневники шокируют своей откровенностью. Гиппиус своим эпатажем и скандальным поведением завоевала славу одной из самых загадочных женщин XX века, о которой до сих пор говорят с придыханием или осуждением.
Поэтесса до конца своих дней сохранила негативное отношение к Октябрю. Хотя, как и большинство русских писателей-эмигрантов, верила в воскрешение России, но социальной и кровавой революции она противопоставляла революцию духовную. 
Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если человек зверь – я его ненавижу.
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
Если кончена моя Россия – я умираю.
 
Конкурс Книжный шкаф поколения Next
НЭБ